Константин Бойков: Россия все активнее внедряет модель цифрового авторитаризма

Юрист ЗПЧ Константин Бойков прокомментировал поправки в КоАП, рассматриваемые Госдумой. В частности, новая ст. 13.53 КоАП предполагает наказание за поиск «заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним», в том числе с использованием VPN, – штраф от трех до пяти тысяч рублей.

«Тенденция в российском законодательстве усиливается в сторону жесткого контроля над информацией, – отметил правозащитник. – Определение экстремизма или того, что под этим понимается, расплывчато. Это позволяет считать экстремистской, по сути, оппозиционную, независимую информацию. Россия все активнее внедряет модель цифрового авторитаризма, аналогичную используемым в Китае, Иране. Заимствуются не только технологии проверки интернет-трафика, что позволяет анализировать, фильтровать или блокировать содержимое интернет-пакетов, но и юридические конструкции, делающие пользователя виновным просто за сам факт получения информации».

Помимо материалов, включенных в перечень Минюста, экстремистскими могут быть признаны материалы, указанные в законе «О противодействии экстремистской деятельности», п. 3 ст. 1 N 114-ФЗ. Предполагается, что получить доступ к информации о том, какие ресурсы посещает пользователь, можно, заглянув в историю его браузера. Об этом также могут быть осведомлены операторы связи, администраторы точек Wi-Fi и владельцы поисковых систем.

Фото: Вадим Жернов / РИА Новости

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.