РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА В ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ИТОГАМ
ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА В ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
г. Москва «26» ноября 2017 г.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Констатируя:
- широкое применение практики пыток и жестокого обращения в системе МВД;
- высокий уровень незаконного насилия в уголовно-исполнительной системе и, более того, расширяющуюся в последнее время практику его применения;
- отсутствие эффективного расследования Следственным комитетом России случаев пыток и жестокого обращения как в системе ФСИН, так и в системе МВД, а также отсутствие контроля со стороны Генеральной прокуратуры России;
- выражая крайнюю обеспокоенность усиливающейся тенденцией использования правоохранительной системы для подавления политических оппонентов и в целом инакомыслия в стране;
Мы требуем:
- Привести в соответствие с «Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» определение пыток в Уголовном кодексе РФ. Это необходимо не только для признания пыток как тяжкого должностного преступления и демонстрации политической воли к борьбе с ними, но и обеспечения открытости и доступности информации об уровне распространенности пыток и реагировании компетентных органов на сообщения о пытках;
- Принять необходимые меры для превращения специального подразделения СКР по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, в эффективное средство правовой защиты жертв пыток в соответствии с предложениями, сделанными профильными правозащитными организациями;
- Обеспечить на практике применение силы и других мер принуждения сотрудниками правоохранительных органов в строгом соответствии с законодательством и принципами необходимости, обоснованности и пропорциональности. Требуем прекращения практики применения силы и пыточных методов для выбивания явок с повинной и при проведении расследований по уголовным делам;
- Руководству ФСИН прекратить практику применения насилия, направленного на унижение человеческого достоинства, в частности избиения в колониях при приеме вновь прибывших осужденных, а также участившиеся в последнее время рейды спецназа Минюста РФ по колониям, приводящие к массовому избиению осужденных;
- Ликвидировать Главное управление по борьбе с экстремизмом МВД РФ и соответствующие территориальные подразделения, поскольку в нынешнем виде эти структуры в значительной степени вместо борьбы с терроризмом и экстремизмом преследуют оппонентов власти;
- Прекратить практику объявления по идеологическим причинам экстремистскими и террористическими организаций и объединений, не применяющих насилие для достижения своих политических и идеологических целей. Пересмотреть решения по признанию террористической организацией «Хизб ут-Тахрир», экстремистскими организациями «Свидетелей Иеговы», «Меджлиса крымскотатарского народа»;
- Прекратить практику возбуждения уголовных дел по «экстремистским» уголовным статьям (ст. 282 УК РФ и родственные) в отсутствии действенных призывов к насилию;
- Освободить политических заключенных, актуальный список которых ведет ПЦ «Мемориал», прекратить политические, идеологически ангажированные уголовные дела, в том числе, процессы над Юрием Дмитриевым и Кириллом Серебренниковым, с освобождением всех фигурантов;
- Прекратить многолетнюю репрессивную практику необоснованного преследования по «наркотическим» уголовным статьям (ст. 228 УК РФ и родственные), удалить из реестра наркотических средств понятие «производные», сократить сроки лишения свободы по этим статьям и привести их в соответствие с тяжестью совершенного деяния; привлекать к уголовной ответственности за активное вещество, содержащееся в смеси; прекратить так называемые «маковые дела», пересмотреть в рамках надзорного производства процессуальные решения, принятые по ним;
- Прекратить практику демонстративных действий правоохранительных органов в отношении идеологических оппонентов, в частности необоснованного применения силы при проведении обысков, арестов, следственных действий, кампаний очернения в СМИ;
- Провести тщательные расследования убийств и покушений на убийства общественных активистов и оппозиционных политиков, журналистов и привлечь к ответственности не только исполнителей, но и заказчиков, а также подстрекателей;
- Органам МВД, прежде всего на Северном Кавказе, отказаться от репрессивных и дискриминационных практик в отношении граждан по признаку их вероисповедания, включая незаконные задержания, обыски, ограничение свободы передвижения. В том числе прекратить постановку на профилактический учет в качестве экстремистов людей, не нарушающих законодательство РФ. Опубликовать все ведомственные нормативные акты, регламентирующие осуществление профилактического учета для обеспечения прозрачности и законности процедуры;
- Обеспечить исполнение решения Европейского суда по правам человека по жалобам «Матерей Беслана» (общая жалоба «Тагаева и другие») и возобновить расследование обстоятельств теракта;
- Незамедлительно исключить управление институтом убежища из ведения МВД России;
- Прекратить незаконную практику принудительного возвращения находящихся в России просителей убежища из стран с репрессивными и тоталитарными режимами (Центральная Азия, Северная Корея и др.). Провести расследования случаев похищения таких беженцев и связанных с этим незаконных действий сотрудников спецслужб;
- Провести в ближайшее время совещание в составе Уполномоченного по правам человека в РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, руководства Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, МВД, ФСИН и профильных правозащитных организаций для рассмотрения чрезвычайной ситуации в связи с многочисленными фактами незаконного применения насилия и пыток с целью выработки срочных мер по ее преодолению;
- Немедленно провести кадровую реформу системы ФСИН, базируясь на принципе недопущения к занятию должностей лиц, допустивших или участвовавших в пытках и незаконном насилии. Мы считаем, что такая реформа должна проводиться с учётом мнения профильных правозащитных организаций, УПЧ, СПЧ и ОНК.
СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Мы констатируем:
- федеральный закон № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», принятый в 2008 году, должен быть первым в системе общественного контроля над госструктурами, закрытыми от общества, такими как уголовно-исполнительная, правоохранительная системы, психиатрические учреждения, детские дома, интернаты для инвалидов;
- механизм общественного контроля, который реализуется общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), разрушается Общественной палатой РФ, отвечающей за их формирование. Общественная палата сознательно вымывает из предложенных кандидатур правозащитников и включает туда либо бывших силовиков, либо случайных людей, которые не готовы полноценно противостоять нарушениям прав человека в закрытых учреждениях. Общественная палата РФ показала свою несостоятельность в деле формирования ОНК, проявив некомпетентность и ангажированность силовыми структурами.
Мы требуем:
- Внести поправки в Федеральный закон №76 «Об общественном контроле», согласно которым формирование ОНК должно осуществляться специальным субъектом общественного контроля, состоящим на равной основе из представителей, направляемых Общественной палатой РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ и Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Без этого невозможно обеспечить соблюдение прав человека в местах принудительного содержания;
- Сделать открытым процесс отбора членов ОНК. Отбор должен происходить публично, на основании регламента, предусматривающего возможность понимания, по каким причинам выбраны или не выбраны те или иные кандидаты в члены ОНК.
О СИТУАЦИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Особое внимание Съезда привлекает нестерпимая ситуация, сложившаяся в Чеченской Республике, где правит тоталитарный режим личной власти. В этом регионе Российской Федерации подавлено любое инакомыслие, жестоко наказывается любая критика власти. Введена система коллективной ответственности – семьи изгоняют из населенных пунктов и даже из республики, их дома нередко сжигаются, если среди членов этих семей оказываются подозреваемые в совершении преступлений. Глава республики неоднократно публично призывал к бессудным расправам. Сотрудники республиканских силовых ведомств безнаказанно похищают, пытают и убивают людей. Следственные органы откровенно саботируют расследование таких преступлений, отказываясь даже возбуждать уголовные дела. Все это происходит при прямом попустительстве федеральных органов власти.
Съезд требует от Президента РФ, руководства СКР и прокуратуры:
- Немедленно принять все необходимые меры для введения ситуации в Чеченской Республике в законные рамки;
- Обеспечить исполнение решений Европейского суда по правам человека, вынесенных по жалобам на насильственные исчезновения, похищения и убийства на территории Чеченской Республики.
СВОБОДА СОБРАНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ
Мы констатируем:
- реализация права на свободу собраний и объединений находится в кризисном состоянии, законодательные изменения и правоприменительная практика последних лет идут вразрез с положениями российской Конституции и международными обязательствами России в области прав человека.
Мы требуем:
- Отменить дискредитирующие НКО и СМИ законы «об иностранных агентах», «иностранных СМИ» и «нежелательных организациях», вместо них разработать и принять закон о лоббистской деятельности;
- Прекратить необоснованное вмешательство государства в деятельность некоммерческих организаций, минимизировать нормативную регуляцию их деятельности, вернуть заявительный порядок регистрации некоммерческих организаций;
- Привести национальное законодательство о публичных мероприятиях в соответствие с международными стандартами реализации права на свободу собраний.
- Органы исполнительной власти при согласовании массовых протестных мероприятий должны опираться на Конституцию, международные обязательства Российской Федерации и постановление Конституционного суда РФ от 10 февраля 2017 г., согласно которому «реагирование публичной власти <…> должно быть нейтральным – вне зависимости от политических взглядов инициаторов и участников», «способствовать поддержанию мирного диалога между гражданским обществом и государством, что не исключает протестного характера таких публичных мероприятий»;
- При обеспечении общественного порядка во время публичных акций полиция и Росгвардия должны применять соразмерное физическое воздействие, причем только в ответ на агрессивные действия со стороны участников акций, угрожающих безопасности людей;
- При исполнении должностных обязанностей по обеспечению общественного порядка во время публичных акций сотрудники должны иметь поверх обмундирования индивидуальные нагрудные знаки и видеорегистраторы для фиксирования происходящего вокруг. Нормативно закрепить принцип, согласно которому невозможность сотрудником в качестве доказательства правомочности своих действий предоставить видеозапись автоматически означает правоту жалующегося на его действия человека. Необходимо отказаться от использования «тяжёлого» обмундирования на массовых публичных мероприятиях;
- Необходимо обеспечивать соответствие правовым стандартам содержание задержанных: допуск адвокатов с момента фактического задержания, задержание на срок не более трёх часов, запрет принудительного дактилоскопирования и фотографирования, запрет проведения опросов и допросов несовершеннолетних без присутствия родителей или законных представителей, условия содержания, соответствующие общепринятым минимальным стандартам содержания задержанных, включая предоставление спального места, постельного белья, гигиенических принадлежностей, горячего питания, воды и т.д.
Мы рекомендуем:
- Правозащитникам и гражданским активистам в Москве, а вслед за тем и в других регионах инициировать и провести совещание совместно с руководителями силовых ведомств, с участием Уполномоченного по правам человека в РФ и председателя СПЧ, на котором обратить внимание на непропорциональное и чрезмерное применение силы сотрудниками полиции и Росгвардии при проведении задержаний на массовых публичных мероприятиях;
- Судам в случае обнаружения идентичных рапортов в делах (как административных, так и уголовных) считать их недопустимыми доказательствами и возвращать такие дела на переоформление. Рапорты должны быть составлены и подписаны теми сотрудниками, кто проводили задержания. Личности полицейских, составивших рапорты и давших объяснения, должны устанавливаться в суде, они должны быть опрошены;
- В силу важнейшей роли, которую играют правозащитники в деле сохранения гражданского мира в стране, построении устойчивого, открытого и демократического общества, рекомендуем Правительству РФ разработать и принять национальную программу поддержки российских правозащитных организаций, а также обратить внимание государственных структур к необходимости учитывать мнение и рекомендации правозащитников.
СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЙ, СМИ
Мы констатируем:
- язык ненависти, который преобладает в информационных программах государственных СМИ и прежде всего телевидения, оказывает крайне разрушительное воздействие на российское общество, способствует формированию ксенофобии, нетерпимости и образа врага в отношении к отдельным людям, социальным группам, народам и странам;
- в стране, вопреки Конституции и закону о СМИ, процветает цензура, уничтожены почти все независимые СМИ, а оставшиеся подвергаются постоянному административному давлению. Профессия журналиста в России стала крайне опасной: начиная с 2000 г. в стране были убиты 143 журналиста, из них семеро были сотрудниками «Новой газеты». Большинство из этих преступлений не раскрыто.
Мы требуем:
- Прекращения участия государства и аффилированных с государством компаний в деятельности СМИ, прежде всего телеканалов, и создания общественных телерадиокомпаний, изданий и информационных агентств на базе государственных. Считаем первоочередной задачей закрытие наиболее одиозных «генераторов ненависти»: ежедневной программы «Вечер с Владимиром Соловьевым», еженедельной программы «Вести недели с Дмитрием Киселевым», а также аналогичных им программ на телеканалах «Россия 24», «Первом канале», НТВ, ТВЦ и «5 канале». Мы требуем от государственных ведомств провести расследование и дать должную юридическую оценку деятельности ведущих указанных передач и участвующих в них;
- Отмены закона, содержащего нормы о СМИ, выполняющих функции иностранных агентов, как создающего угрозу свободе слова. Требуем прекратить практику досудебной блокировки сайтов и уголовного преследования за высказывания своего мнения в сети интернет;
- Мы считаем, что деятельность отдельных лиц, причастных к осуществлению агрессивной пропаганды, выходу на экраны отдельных передач, содержит признаки уголовно наказуемых деяний, как-то: разжигание ненависти либо вражды, призывы к насилию и оправдание насилия, призывы к развязыванию агрессивной войны, распространение заведомо ложных сведений. При этом указанные преступления остаются безнаказанными.
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
- Соглашаясь в целом с предложениями независимого экспертного сообщества о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия, мы настаиваем на том, что:
- необходимо расширить перечень составов преступлений, подсудных суду присяжных.
- необходимо исключить возможность наступления каких-либо неблагоприятных последствий для следователя – в случае прекращения уголовного преследования лица, для прокурора – в случае отказа от обвинения в процессе, для судьи – в случае вынесения оправдательного приговора или решения об освобождении обвиняемого. Необходимо исключить практику подозрения этих лиц в коррупции по основаниям принятия таких решений.
Мы требуем:
- Отнести преступления, посягающие на права и свободы человека и гражданина (включая право не подвергаться пыткам, жестокому, унижающему человеческое достоинство и бесчеловечному обращению, право не быть произвольно заключенным в тюрьму, право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство в разумный срок), совершенные сотрудниками правоохранительных органов либо при отправлении правосудия (ст.ст. 285, 286, 290-293, 299, 301-305, 309, 312, 315, 316 УК РФ) к преступлениям против основ конституционного строя и установить за их совершение наказание, соответствующее их общественной опасности.
- Расширить полномочия уполномоченного по правам человека путем предоставления ему возможности проверки в кассационном и надзорном порядке не только уголовных дел, но и во всех иных порядках судопроизводства: в гражданском процессе (ГПК РФ).
ТРУДОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА
В России наблюдается нарастание объемов и расширение географии протестной активности. С начала 2017 года общее число протестов в стране выросло почти на 60%. При этом количественно росли и политические, и социально-экономические (по разным темам) и трудовые протесты.
Протестующие, как правило, нацелены на диалог с властью. Прежде всего, они апеллируют к региональным и особенно федеральным властям для решения своих проблем. Представители государства в свою очередь используют по большей части силовые методы решения вопросов и создание искусственных препятствий, рассчитывая на бездействие большинства населения.
Осознавая возможность перерастания локальных социально-экономических конфликтов в политическое противостояние, Съезд выносит в Резолюцию требования по социально-экономическим и трудовым правам.
ТРУДОВЫЕ ПРАВА
Мы констатируем:
- рост трудовых протестов спровоцирован значительным ростом трудовых конфликтов на предприятиях, в частности, ростом числа случаев задержки и невыплаты заработной платы, снижения заработной платы, массовых сокращений работников, переходов на неполное рабочее время.
- региональные власти так и не научились реагировать на трудовые протесты, и обострение конфликта остается едва ли не единственным действенным способом отстаивания своих прав со стороны работников.
Мы требуем:
- Изменений в законодательство, которые позволят обеспечить реальное, а не декларируемое право работников на забастовку путем упрощения законодательно определенной процедуры ее организации и проведения;
- Усиления законодательной защиты профсоюзных активистов от увольнений по инициативе работодателя, в частности, возвращения в ст. 374 Трудового кодекса РФ обязательной процедуры согласования с вышестоящей профсоюзной инстанциейувольнения руководителей первичных профсоюзных организаций за неоднократные нарушения трудовой дисциплины (последние нередко просто фабрикуются работодателем, стремящимся разгромить независимый профсоюз);
- Введения контроль со стороны органов государственной власти за реализацией трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников (преподавателей, учителей) и работников здравоохранения;
- Приведения в соответствие нормы Уголовного исполнительного кодекса с Трудовым кодексом Российской Федерации, касающиеся оплаты труда заключенных. Исключить узаконенность «рабского» труда в колониях.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА
Констатируя, что:
- с введением системы «Платон» существование малого и среднего бизнеса в области грузоперевозок поставлено под угрозу. Дополнительные налоги и штрафы, которые порой достигают половины стоимости машины, вынуждают собственников бизнеса уходить из отрасли, что способствует продолжению монополизации в этой области бизнеса;
- серьезный рост напряженности наблюдается в фермерском движении России, особенно в Краснодарском крае. Несправедливый рейдерский захват земель со стороны агрохолдингов и так называемых земельных олигархов, прикормленных властью, привел к прямым конфликтам, надуманным уголовным делам
Мы требуем:
- Прекращения применения силы против участников мирных протестных акций на тему защиты социальных, экономических и трудовых прав и незаконное преследование.
- Полной отмены системы взимания платы с грузовиков «Платон», а также транспортного налога (для этого есть акцизы на топливо). Требуем прозрачности при расчете размера акциза на топливо.
- Принятия мер, направленных на прекращение рейдерских захватов сельхозугодий агрохолдингами, приближенными к государственной власти.
- Введения контроля со стороны органов государственной власти за использованием земель сельскохозяйственного назначения.
- Для исключения возможности монополизации местных рынков мы считаем необходимым ввести ограничение максимального размера общей площади сельхозугодий, принадлежащих одному владельцу (физическому или юридическому лицу) в размере не более 20 000 гектар. Данное ограничение должно действовать в отношении землевладельца по совокупности всех его долей в различных сельхозугодиях, которыми он владеет и/или обрабатывает на праве аренды.
- От Президента РФ и Правительства – немедленно реализовать меры по защите граждан, чьи семьи пострадали от валютной ипотеки, от банковского рабства; внедрение на этом примере принципов ответственного кредитования и ответственности финансовых организаций за соразмерность, возвратность и посильность обязательств, выдаваемых гражданам.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА — МЕДИЦИНА, ОБРАЗОВАНИЕ
Мы констатируем, что:
- так называемая «оптимизация» расходов в здравоохранении и образовании привели к катастрофическому снижению их качества и доступности для российских граждан. Стремление чиновников отчитаться о выполнении «майских указов» о повышении заработной платы в социальной сфере привело к росту нагрузки на врачей и педагогов: многие из них работают на 1,5 — 2 ставки, помимо основных обязанностей составляют многочисленные отчеты. Это не может не сказываться негативно на качестве их работы. Престиж профессии учителя и врача снизился, бюджетные учреждения испытывают дефицит кадров. Возник гигантский разрыв в уровне доходов между руководителями учреждений бюджетной сферы и рядовыми работниками бюджетной сферы;
- административное давление на государственные школы, вузы и медицинские организации растет год от года, что заставляет лучших преподавателей и медработников уходить из профессии или трудоустраиваться в коммерческих структурах. Коммерциализация образования и здравоохранения нарушает базовые гражданские права.
Мы требуем:
- обеспечения доступности медицинской помощи и других мероприятий по охране здоровья, в полном необходимом объёме, для всех жителей страны, вне зависимости от места проживания, имущественного ценза, иных сегрегационных факторов
- бесплатного лекарственного обеспечения, согласно стандартам лечения заболеваний, всеми жизненно необходимыми препаратами для всех больных людей, являющихся жителями РФ.
- восстановления практики выборов главных врачей трудовыми коллективами медицинских учреждений,
- введения индивидуального лицензирования врачей на право заниматься лечебной деятельностью. Требуем ввести обязательное страхование врачебной ответственности.
- обеспечения доступной паллиативной помощи жителям РФ, страдающим инвалидизирующими неизлечимыми болезнями, сопровождающимися тяжёлыми мучительными симптомами (боль, одышка, депрессия, органная недостаточность).
- признания ошибочной так называемую «новую систему оплаты труда» (НСОТ) в бюджетной сфере, отказаться от непрерывного оценивания работника, а также закрепить правовым актом запрет на привлечение педагогов к выполнению неоплачиваемой работы, не предусмотренной трудовыми договорами и должностными обязанностями (субботники, городские праздники, уборка помещений в школе и т.д.). Установить для организаций высшего образования срок трудовых договоров по итогам конкурса не менее чем на три года.
- демократизации системы управления образовательными организациями: необходимо расширить полномочия управляющих советов, возвратиться к выборности директоров школ и ректоров вузов, обеспечить большинство в учёных советах вузов за профессорско-преподавательским составом. Требуем отменить статью 278 ТК РФ, дающую учредителю право увольнять директора школы без объяснения причин.
- законодательно установить, что требование регистрации по месту жительства при поступлении ребенка в школу является должностным нарушением. Убрать требование регистрации из соответствующих форм зачисления ребенка в школы, в том числе из Портала государственных услуг города Москвы;
- упразднить требование о предоставлении родителями (или законными представителями) документов, доказывающих их право на пребывание на территории Российской Федерации для записи их детей в школы;
- отложить в школах введение любых процедур по выяснению гражданства и миграционного положения ребенка до выработки и внедрения законов, обеспечивающих неправомочность передачи данных о легальном статусе ребенка и его родителей из образовательных учреждений в органы по контролю миграции;
- стимулировать организацию в отдельных школах бесплатных курсов русского языка как иностранного;
- обеспечить возможность прохождения медицинских комиссий и направления детей с ограниченными способностями в специальные школы или создания для них специальных программ в обычных школах.
- принять закон о службе защиты прав пациентов психиатрических стационаров и лиц, находящихся в учреждениях социального обслуживания, как закона, защищающего одну из самых уязвимых групп населения, часто не способных защищать свои права самостоятельно.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Мы констатируем:
- в последние годы нарастают различные формы пренебрежения федеральными властями жизненно важными интересами населения, в частности – населения северных регионов. В результате уровень их жизнеобеспечения не только не растёт, но стал в последние 15-20 лет существенно ниже, чем в иных регионах.
Мы требуем:
- Принять комплекс мер по восстановлению прав пенсионеров-северян на по крайней мере равное имущественное положение по сравнению с пенсионерами других регионов страны.
- Восстановить деятельность специального органа исполнительной власти по вопросам развития Севера (аналогичного упраздненному в 2000 году Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА
Мы констатируем:
- серьёзный системный кризис в избирательном процессе в России. Избиратель перестал его воспринимать как инструмент гражданского участия в формировании представительной и исполнительной власти на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Выборы последних лет проходят практически в отсутствии реальной конкуренции, в условиях глубокой социальной апатии, не выполняют свою основную функцию — обеспечение сменяемости власти в стране.
- избирательные комиссии не являются независимыми от органов исполнительной власти, а правоохранительные органы и суды всех уровней исполняют свои обязанности формально, провоцируют УИКи и ТИКи на новые нарушения своим бездействием, поощрением безнаказанности за нарушения в предыдущие кампании.
Мы требуем:
- Оградить избирательное законодательство от манипуляций в интересах правящей партии, отдельных субъектов политического процесса. При любых изменениях избирательного законодательства в первую очередь исходить из обеспечения принципов равенства участников и интересов избирателей.
- Внести в избирательное законодательство изменения, обеспечивающее реальную конкуренцию на выборах всех уровней, создать необходимые условия для общественного наблюдения на выборах, в частности, законодательно закрепить институт наблюдения от общественных объединений.
- Реформировать систему формирования избирательных комиссий, в частности исключить участие должностных лиц исполнительной власти в их составе.
- Обязать лиц, занимающих государственные и муниципальные должности в исполнительной власти, являющихся кандидатами на выборах, уходить в отпуск на период избирательной кампании.
- Полностью исключить всякую возможность использовать публичные мероприятия, организованные за счет бюджетных средств и (или) с участием должностных лиц во время исполнения ими своих служебных обязанностей, в целях предвыборной агитации отдельных кандидатов и партий.
- Обеспечить равенство всех кандидатов и партий при выдвижении, сборе и проверке подписей и регистрации, а также при проведении предвыборной агитации и прочих избирательных действиях.
- Создать наиболее полные условия для равного доступа кандидатов и партий к СМИ.
- От ЦИК РФ добиться соблюдения избирательными комиссиями порядка предусмотренного законом по подсчету голосов и подведения итогов голосования.
- Требуем отмены «заградительных» барьеров препятствующих регистрации кандидатов на выборах разных уровней («муниципальный фильтр», антиконституционный запрет на участие в выборах в качестве кандидатов условно осужденным людям, запрет баллотироваться осуждённым по тяжким статьям даже после снятия с них судимости и др.)
- На предстоящих в 2018 годе выборах Президента РФ требуем регистрации всех без исключения кандидатов, которые представляют интересы сколь-нибудь заметной части российского общества.
Резолюция съезда
ОБ ОТМЕНЕ И КОРРЕКТИРОВКЕ
АНТИКОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ
(при подготовке использованы материалы проекта «Санация права»)
Мы констатируем, что в последние годы российский парламент принял множество законов, противоречащих российской Конституции и международным обязательствам, имеющих откровенно репрессивный характер, наносящих значительный вред гражданскому обществу, всем жителям России.
Юридическим и правозащитным сообществом сформирован реестр законов, носящих репрессивный характер, нарушающих Конституцию.
Мы требуем отмены следующих законов:
- Закон о «криминализации клеветы» (Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписан президентом 28 июля 2012 года). Вернул клевету в Уголовный кодекс РФ.
- Законы, препятствующие проведению мирных собраний (Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях», подписан президентом 21 июля 2014 года; Федеральный закон от 08.06.2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») Ужесточают ответственность за нарушения при проведении массовых мероприятий, ограничивают право на свободу собраний и усиливает санкции за различные нарушения в ходе митингов и демонстраций.
- Закон об ответственности за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» (Федеральный закон № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей», подписан президентом 29 июня 2013 года). Ввел административную ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».
- Закон о внесудебной блокировке интернет-сайтов (Федеральный закон № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подписан президентом 28 декабря 2013 года, вступил в силу 1 февраля 2014 года). Ввел возможность немедленных внесудебных блокировок страниц в интернете.
- Закон «о криминализации оскорбления религиозных убеждений и чувств» (Федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан», подписан президентом 29 июня, вступил в силу 1 июля 2013 года). Ввел уголовное наказание за «оскорбление чувств верующих».
- Закон «о нежелательных организациях» (Федеральный закон № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписан президентом 23 мая 2015 года). Ввел понятие нежелательных организаций — иностранных и международных организаций, чья деятельность в РФ может быть запрещена. Нежелательным организациям запрещается проводить публичные мероприятия (от семинаров до митингов), хранить и распространять свои материалы, в т. ч. через СМИ. Ввел уголовную ответственность за продолжение работы нежелательной организации в России вопреки запрету и административную за сотрудничество с запрещенными органи-зациями.
- «Закон Димы Яковлева» (Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», подписан Президентом и вступил в силу 1 января 2013 года). Запретил усыновление детей из России гражданами США и прекратил действие соглашения с США по вопросам усыновления.
- Закон об «иностранных агентах» (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», подписан президентом 20 июля 2012 года. Вступил в силу 21 ноября 2012 года). Ввел понятие «иностранного агента», дискримина-ционные меры в отношении соответствующих НКО, а также административную и уголовную ответственность для организаций и их руководителей.
- Закон об отказе от приоритета международного права (Федеральный конституционный закон № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Ввел механизм неисполнения решений международных судов в отдельных случаях.
- «Закон о праве на забвение» (Федеральный закон от 13.07.2015 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»). Способствует ограничению распространения информации, затрудняет реализацию права свободно получать и распространять информацию.
- Закон, расширяющий понятие госизмены (Федеральный закон от 12.11.2012 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»). Ограничивает свободу распространения информации, в частности разглашение информации, относящейся к злоупотреблениям, нарушениям законности и прав человека, может быть наказуемо как «разглашение государственной тайны».
- Закон о «черных списках» сайтов (Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Ввел возможность внесудебной блокировки сайтов, накладывает целый ряд ограничений на распространение информации.
- Статья 280.1 УК РФ (введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 433-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации»). Данная статья является политически мотивированной формой преследования несогласных, противоречит Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Часть 1 статьи 354 УК РФ (реабилитация нацизма, отрицание фактов, установленных Нюрнбергским Трибуналом). Эта статья используется для политически мотивированного преследования за высказывания, никоим образом не относящиеся к «реабилитации нацизма», и противоречит Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- «Пакет Яровой» (Федеральный закон от 06.07.2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и Федеральный закон от 06.07.2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»). Ограничивает право граждан на обмен информацией, деятельность коммерческих и религиозных организаций и расширяет полномочия силовых структур. Ограничивает право граждан на судебную защиту, ужесточает наказания за ряд преступлений и существенно расширяет полномочия следственных органов.
- Закон о слежке за пользователями интернета (Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и статью 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»). Создает правовую базу для организации и внедрения автоматизированной системы перехвата информации в интернете, неправомерного вмешательства в частную жизнь граждан, а также для произвола и злоупотребления полномочиями со стороны силовых органов с целью давления на инакомыслящих и оппозиционно настроенных граждан.
- Закон о двойном гражданстве (Федеральный закон от 04.06.2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Налагает на граждан России обязанность раскрывать перед государственными органами информацию о наличии у них иного гражданства, вида на жительство, или документа, предоставляющего право на постоянное проживание в иностранном государстве.
- Закон о встречах с избирателями (Федеральный закон от 07.06.2017 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях»). Переводит встречи депутатов с избирателями всех уровней в разряд публичных мероприятий, регулируемых законодательством о митингах.
- Статья 212.1 УК РФ (Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 258-ФЗ). Вводит уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет для лиц, привлекавшихся к административной ответственности более двух раз в течение ста восьмидесяти дней. Двойное наказание за одни и те же деяния — сначала в рамках административного, а затем уголовного процессов противоречит основополагающим нормам права и создает широкие возможности для политических репрессий.
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. Стал ключевым инструментом расширяющейся практики политических преследований. Как отмечалось в заключении Венецианской комиссии 2012 г., понятия экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистские организации и экстремистские материалы в этом законе имеют излишне широкий и неопределенный характер, вследствие чего допускают такое толкование и применение, которое ведет к произволу и непропорциональным ограничениям фундаментальных прав и свобод.
- «Закон о СМИ-иностранных агентах» (Федеральный закон от 25 ноября 2017 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»), как представляющий угрозу для свободных и независимых медиа в стране и ограничивающий свободу слова.
- Мы требуем радикальной корректировки статьи 282 УК РФ (предусматривает ответственность за совершение (публично или с использованием средств массовой информации) действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе). Статья трактуется произвольно и расширительно, зачастую применяется лишь за высказывания, которые в силу обстоятельств или аудитории не могут повлечь насильственные действия или явную дискриминацию, и на практике применяется для преследования оппозиции. Предлагаем предпринимать уголовное преследование только в случае если есть действенные призывы к насилию или системной дискриминации по признакам, перечисленным в этой статье.
Резолюция съезда
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ,
ГЛАСНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ
(на основе материалов, подготовленных независимым экспертным сообществом)
- В системе судов общей юрисдикции необходимо обеспечить организацию отдельных судов апелляционной и кассационной инстанций не на уровне областных и приравненных к ним судебных органов в субъектах РФ, а в судебных округах, в которых действуют аналогичные инстанции арбитражных судов. Это в большей мере позволит гарантировать независимость правосудия.
- Необходимо привести процедуру назначения судей на должность в соответствие с конституционным статусом судебной власти и принципом независимости судей.
- Предлагается ввести выборность председателей судов самими судьями или наделять их полномочиями на сравнительно непродолжительный срок с обязательной ротацией.
- В целях совершенствования системы правосудия необходимо закрепить в регламентах судов общей юрисдикции и внедрить процедуру распределение дел между судьями на основе соответствующих компьютерных программ или с использованием других технических средств.
- Необходимо ввести обязательное официальное полное аудио протоколирование судебных заседаний (наряду с письменным протоколом и возможной видеотрансляцией) — с незамедлительным вручением копий (фонограммы) аудио протокола сторонам процесса. Требование аудио протоколирования должно быть обязательным при рассмотрении дел в судах, а его нарушение должно влечь отмену судебных актов.
- Необходимо исключить практику дисциплинарной ответственности судей в связи с отменой судебного акта как якобы подтверждающей недостаточную квалификацию судьи или совершение им поступка, несовместимого с авторитетом судебной власти. Такие подходы не исключают произвольное преследование судей вопреки конституционному принципу их независимости, несменяемости и неприкосновенности.
- В целях укрепления статусных гарантий независимости судей в действующей с 2013 г. системе их квалификационной аттестации необходимо восстановить правило о возможности присвоения мировым судьям и судьям районных судов квалификационных классов практически всех уровней (кроме двух высших), отменив тем самым ограничения при присвоении квалификационных классов судей, связанные в настоящее время с уровнем суда, в котором судья осуществляет свою деятельность.
- Для устранения условий возникновения конфликта интересов и необъективности судей в судебном процессе необходимо ввести запрет последующего рассмотрения дела тем же судьей, который в ходе расследования разрешает вопросы об избрании меры пресечения и иных мерах уголовно-процессуального принуждения, о производстве следственных действий, а также рассматривает жалобы на действия органов расследования в порядке ст. 125 УПК РФ.
- В ходе расследования в качестве меры пресечения содержания под стражей необходимо рассмотреть возможность участия при решении данного вопроса народных заседателей, что позволит обеспечить корректировку сложившейся негативной практики применения ареста.
- В целях исключения переполнения (перелимита) следственных изоляторов представляется целесообразным законодательно вменить в обязанность следователя, ходатайствующего перед судом об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, представлять информацию территориального органа ФСИН России о наличии свободных мест в следственном изоляторе, в который предполагается поместить задержанного. Соответствующие коррективы необходимо внести в ст. 108 УПК РФ.
- В целях обеспечения независимого, объективного и справедливого правосудия необходимо рассмотреть вопрос о введении института народных заседателей по некоторым категориям гражданских и административных дел, подсудных мировым, а также районным и городским судам общей юрисдикции (например, о лишении родительских прав, о восстановлении на работе, о защите чести и достоинства, о лишении водительских прав и т.д.).
- Необходимо законодательно закрепить обязанность судебных органов проводить проверку рассмотрения уголовных дел в кассационном и надзорном порядке по обращениям Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в том числе путём истребования соответствующих уголовных дел у нижестоящих судебных органов.
- На законодательном уровне необходимо закрепить порядок реализации Уполномоченным по правам человека в РФ и уполномоченными по правам человека в субъектах РФ предоставленного им в соответствии с п. 1 ст. 40 КАС РФ права обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ также могут быть наделены правом инициировать пересмотр конкретных судебных дел в кассационном и надзорном порядке.
- Целесообразно также закрепить за уполномоченными по правам человека право предлагать кандидатуры представителей общественности в состав квалификационных коллегий судей.
- В целях укрепления объективности и полноты судебного исследования при осуществлении правосудия, а также для развития форм взаимодействия между судами и гражданским обществом представляется значимым закрепить в процессуальном законодательстве право уполномоченных по правам человека, а также правозащитных организаций направлять в судебные органы свои заключения по рассматриваемому делу (в форме письма «amicus curie»).
- Необходимо обеспечить общественный контроль за соблюдением прав человека в конвойных помещениях судов, а также в спецавтотранспорте для перевозки подсудимых.
- Необходимо, чтобы предложения по финансированию судов вносились в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
- Необходимо законодательно закрепить дополнительные гарантиифинансирования деятельности мировых судей, распространив финансирование федерального бюджета на ресурсное обеспечение их деятельности, чтобы исключить зависимость мировых судей в этих вопросах от региональных властей.
- В целях повышения эффективности судебной власти необходимо добиваться персональной ответственности государственных служащих и должностных лиц за неисполнение судебных актов.
- Подготовка юристов, рассчитанная на возможность их профессиональной деятельности в качестве судей, прокуроров, адвокатов, следователей, нотариусов, т.е. на должностях, требующих законченного высшего юридического образования, должна являться вневедомственной. Дальнейшая специализация в ведомственных учебных заведениях должна осуществляться только на этой общей основе.
- Необходимо выработать дополнительный механизм независимой профессиональной оценки вызывающих сомнение (с точки зрения фактов и применения закона) ситуаций, со стороны тех, кто не был бы частью самой правоохранительной системы.
- Целесообразно учреждение в длительно не разрешаемых правоохранительными органами и вызывающих недоверие общественности случаях специального уполномоченного Президента Российской Федерации для объективной внешней информации и профессионального анализа относительно деятельности госструктур по определенной проблеме или по конкретному делу, чтобы обеспечить получение необходимых данных и возможных рекомендаций — не от них самих.
- Имеющиеся практики институтов Уполномоченных по правам человека, по защите прав предпринимателей, по правам детей обнаруживают значительный их внешний контрольный потенциал как постоянно действующих институтов. В этом же направлении должен и может эффективно использоваться применительно к острой конкретной ситуации механизм профессиональной проверки по поручению Президента Российской Федерации.
- Представляется необходимым создать аналогичную Центру частного права самостоятельную структуру – Центр публичного права, задачей которого будет являться проведение экспертной разработки и организации официального публичного обсуждения проектов в области, в частности, судебного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права.
РЕШЕНИЕ СЪЕЗДА
С целью борьбы с бесконечным потоком лжи и ненависти, которые идут со стороны государственных СМИ:
- Учредить антипремию Юлиуса Штрейхера.
- Поручить формирование жюри антипремии Игорю Яковенко и Виктору Шендеровичу.
АТИПРЕМИЯ ЮЛИУСА ШТРЕЙХЕРА
Антипремия Юлиуса Штрейхера — общее название нескольких антипремий, которые присуждаются физическим и юридическим лицам, внесшим самый большой вклад в создание атмосферы ненависти и лжи в российском обществе и за его пределами, травли инакомыслящих, а также в ужесточение режима цензуры.
Данная антипремия вручается ежегодно в четырех номинациях.
Номинация 1. Антипремия Радио тысячи холмов
Присуждается СМИ, которое в течение года систематически разжигало ненависть к какому-либо народу, национальной, религиозной или иной социальной группе.
Радио тысячи холмов (полное название «Свободное радио и телевидение тысячи холмов)» — руандийская радиостанция, вещавшая в 1993—1994 гг. Своим разжиганием ненависти и призывами к убийствам представителей народа тутси сотрудники этого СМИ внесли весомый вклад в геноцид этого народа и были осуждены Международным трибуналом по Руан-де.
Номинация 2. Антипремия В. П. Буренина
Присуждается сотруднику СМИ или СМИ в целом, которые особо отличились в травле кого-либо из представителей оппозиции или творческой либо научной интеллигенции.
Критерии для присуждения премии В. П. Буренина — лживость обвинений в адрес объекта травли, использование таких приемов, как вторжение в частную жизнь жертвы, неоднократность нападок, а также распространение порочащих жертву сведений на широкую аудиторию.
Виктор Петрович Буренин — российский литературный критик и публицист, ставший в конце XIX — начале XX века символом клеветы и травли представителей прогрессивной интеллигенции. Герой знаменитого фельетона Власа Дорошевича «Старый палач».
Номинация 3. Антипремия А. И. Красовского
Присуждается представителю российской власти, внесшему весомый вклад в ужесточение цензуры.
Александр Иванович Красовский — российский цензор XIX века, прославившийся цензурными решениями и высказываниями, изумительными по своей абсурдности и жестокости. Стал символом самых худших проявлений в российской цензуре.
Номинация 4. Антиремия Юлиуса Штрейхера
Главная медийная антипремия года. Присуждается представителю российских СМИ, внесшему самый заметный вклад в атмосферу ненависти и лжи в российских медиа.
Критерии присуждения антипремии — систематичность использования языка ненависти и размер аудитории, на которую распространяется СМИ, с которым сотрудничает номинант.
Юлиус Штрейхер — главный редактор антисемитской газеты «Штурмовик». Казнен по приговору Нюрнбергского трибунала за антисемитскую пропаганду и призывы к геноциду.
Подведение итогов и церемония вручения антипремии происходит в феврале-марте. До этого ежемесячно на сайте антипремии жюри представляет промежуточные итоги по каждой из номинаций и организует голосование. Окончательное решение о присуждении антипремии жюри принимает с учетом голосования на сайте. Антипремия в каждой номинации может быть присуждена физическому или юридическому лицу только один раз. Повторное присуждение антипремии не допускается.
РЕШЕНИЕ СЪЕЗДА
С целью мониторинга социальных конфликтов в регионах России и выработки системных предложений по разрешению этих конфликтов:
- Учредить федеральную рабочую группу по мониторингу социальных конфликтов.
- Призвать участников съезда, а также всех правозащитников и социальных активистов России немедленно сообщать данной рабочей группе о возникновении социальных конфликтов в регионах России.
- Протестные группы, направленные на разрешение разных социальных проблем, поддерживать друг друга в их требованиях к власти
- Поручить координацию рабочей группы:
Николаю Миронову (ЦЭПР), +7 (916) 629-56-09, ceprsu@gmail.com
Льву Пономареву («За права человека»), +7 (499) 638-30-09, levpon4141@gmail.com