Апелляционная инстанция восстановила права заключенных на юридическую помощь

Четыре месяца потребовалось юристу Прохору Ананьеву, чтобы доказать в иркутских судах свое право и право правозащитника Петра Курьянова на посещение доверителей в СИЗО. За это время было проведено около двадцати судебных заседаний по административным делам по признанию действий сотрудников СИЗО-1 и покрывающей их Прокуратуры Иркутской области незаконными. И только апелляционная инстанция восстановила право заключенных, пострадавших от пыток, на юридическую помощь.

«Я признан представителем трех потерпевших постановлением следователя и оказывал им юридическую помощь в ходе досудебного уголовного производства. Они находились в исправительной колонии № 15 в городе Ангарске. Проблем не было. Когда дело было передано в Куйбышевский районный суд города Иркутска, моих подзащитных перевели в иркутское СИЗО-1. Я неоднократно посещал СИЗО, писал там заявления на предоставление свидания, предоставлял постановление следователя, но мне неоднократно отказывали по формальным основаниям. Говорили, что нет каких-то синих печатей», – рассказал Прохор Ананьев. Аналогичная ситуация, по его словам, была и с Петром Курьяновым, которому отказывали в свидании с подзащитными в связи с отсутствием высшего юридического образования.

Цель сотрудников ФСИН, по словам юриста, была более чем понятна – не допустить представителей потерпевших в исправительное учреждение. Началась судебная стадия и на находящихся в полной зависимости от сотрудников СИЗО заключенных оказывалось психологическое давление. «Их обрабатывали, говорили: «Поменяй показания, мы тебе поставим телевизор». В данной связи им было невыгодно нас пускать. Потому что нам тогда стало бы известно, что их уговаривают отказаться от показаний. Мы ведь можем тоже как-то повлиять на потерпевших, сказать: «Ты им не верь, тебя обманут». Я именно так все складываю», – рассказал Прохор Ананьев.

В суде сотрудница СИЗО-1 так и не смогла пояснить, какие документы требуются для принятия решения об отказе в предоставления свидания либо о предоставлении свидания. «Было понятно, что сотрудник ФСИН некомпетентен и не знает, какие документы необходимо предоставить для того, чтобы получить разрешение на свидание», – сообщил юрист, добавив, что все основания по недопуску представителей были надуманными.

«Маленькими шажочками, но мы добиваемся поставленной цели. Я по крайней мере старался не допустить негативной практики с недопуском представителей к своим подзащитным. Я могу с гордостью заявить, что я сделал положительную практику по данному вопросу в Иркутской области», – заключил Прохор Ананьев. Он добавил, что для этого же выполнял работу по допуску к подзащитным Петра Курьянова: «Мне нельзя было допустить, чтобы сложилась негативная практика, не в пользу представителей потерпевших, у кого нет непосредственно юридического образования. Эти «специалисты» говорили: «У кого нет юридического образования, соответственно, нет оснований для предоставления свиданий». Это также является надуманным основанием для отказа».

Сейчас, по словам защитника, у него полностью «зеленый коридор» и больше проблем с допуском в СИЗО-1 возникнуть не должно. «Начались судебные заседания. Я подошел к подзащитному, говорю: «Привет! Я к тебе пытался пройти, но у меня не получалось. Мне не предоставили свидания. Ты видел мои иски?» Он говорит: «Да видел». То есть они в курсе, что я за них бьюсь», – отметил Прохор Ананьев.

 

Фото: Прохор Ананьев

Текст: Дарья Корнилова

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.
Помочь борьбе за права человека в России

Проект «За права человека» занимается самыми острыми темами: от пыток и сфабрикованных обвинений по терроризму и экстремизму, до протестов и экологических проблем. Мы помогаем людям объединяться и доносить до властей свои требования и вопросы. Без вашей поддержки мы работать не сможем.