В Орловской области правозащитника будут судить за публикацию кадра из фильма Никиты Михалкова

Полиция в Орле возбудила административное дело по экстремизму по факту размещения известным в регионе правозащитником Дмитрием Краюхиным на своей странице в фейсбуке скриншота кадра из фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Об этом сообщает издание «Открытая Россия». 15 марта Краюхина вызвали в отдел УМВД для дачи объяснений. Сам правозащитник говорит, что скриншотом, на котором изображены немецкие танки под флагами Третьего Рейха, всего лишь проиллюстрировал слова Александра Невзорова, прозвучавшие в эфире «Эхо Москвы», и вообще не понимает, из-за чего у правоохранителей появились к нему претензии.

Передачу с участием Невзорова правозащитник услышал несколько месяцев назад, она была посвящена, в частности, установке в Москве памятника князю Владимиру.

«Мне понравилась фраза Невзорова: «Князь Владимир чудесно вписывается в ту историческую картину, которую мы можем сегодня наблюдать в России, где 28 мединских мечут бутыли с «боярышником» в танки под парусами. Вот еще там не хватало только этого Владимира». Я решил выложить именно цитату. Ежели кто не помнит, самым большим кассовым провалом в истории российского кино стал фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем — 2: Предстояние». На съемки фильма было потрачено по разным данным от 40 до 55 миллионов долларов, а собрал фильм в прокате менее 20% суммы от бюджета. И есть в этом фильме прекрасный кадр: наступающие немецкие танки, идущие почему-то под парусами. Вот потому-то я и счёл возможным проиллюстрировать цитату из Невзорова скриншотом из Михалкова», — рассказывает Краюхин.

Спустя неделю после размещения правозащитником поста в фейсбуке сотрудник Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) написал рапорт на имя замначальника регионального УМВД, в котором указал, что в отношении Краюхина проводилось оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение» с использованием сети Интернет. В ходе этого ОРМ, «выявлено фотоизображение в виде трех танков на участке местности, в верхней части каждого танка расположено изображение креста, с продленными под углом в 90° лучами по часовой стрелке — нацистская свастика. … На основании изложенного в действиях Краюхина Д.А. при определенных основаниях могут усматриваться признаки состава административного правонарушения экстремистской направленности». Далее ЦПЭ передало материалы в УМВД по городу Орлу для организации проверки, по результатам которой предлагается рассмотреть вопрос о привлечении правозащитника к ответственности по ч.1 ст. 20.3 КоАП («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»).

15 марта Дмитрия Краюхина вызвали в полицию для дачи объяснений.

«Я не понимаю в принципе зачем они это затеяли. Повод нулевой. Ну разместил кадр из фильма Михалкова… Чего они к этому привязались? — негодует правозащитник. — Я уже написал два письма: одно в адрес начальника УМВД по Орловской области Юрия Савенкова, в котором прошу проверить законность проведения в отношении меня ОРМ, второе — в пресс-службу УМВД. В нем я прошу ответить, проводятся ли в Орловской области еще какие-нибудь оперативные мероприятия в отношении журналистов и, если да, то кого именно. Дело в том, что я также являюсь главным редактором информагентства «ЦентрРус».

Правоохранительные органы еще не возбуждали административные дела за распространение материалов с запрещенной символикой в социальной сети Facebook.

16 января на беседу в центр «Э» вызывали другую орловскую активистку Анну Дулевскую за фотографию на ее странице в фейсбуке православных радикалов в футболках с запрещенным лозунгом о смерти и православии. На беседу Дулевская пришла в сопровождении Дмитрия Краюхина. Следователи не нашли оснований для возбуждения в отношении девушки уголовного дела.

2 февраля Цивильский суд Чебоксар приговорил к штрафу в 10 тыс. руб. активиста движения «Открытая Россия» за публикацию кадров из советского фильма «Обыкновенный фашизм» с нацистской символикой в социальной сети «ВКонтакте».

Немецкие танки с парусами из фильма «Утомленные солнцем-2» вызвали разнообразные реакции в блогосфере после выхода фильма и остались одной из самых неоднозначных сцен в кинокартине Никиты Михалкова.